Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В сфере государственной административно-управленческой деятельности используются различные методы и средства регулирования административных общественных отношений, к которым относится административно-правовые режимы.
Категории и конструкции правовой системы на современном этапе развития российского правопорядка активно используются как в юриспруденции, так и в юридической практике.
В контексте обеспечения общественной (в том числе миграционной) безопасности и поддержания правопорядка целью административно-правового регулирования миграционной безопасности РФ является обеспечение состояния защищенности административно-правовых отношений (миграционных правоотношений) от рисков и угроз и поддержание правопорядка.
Административно-правовое регулирование миграционной безопасности осуществляется через систему институтов миграционной безопасности, которая включает в себя:
-защита национальных интересов при возникновении внешних и внутренних миграционных угроз;
-реализацию прав и свобод иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан РФ, негосударственных и общественных органов, объединений, предприятий, учреждений и организаций;
-эффективное функционирование органов государственной власти, создание надлежащих условий для качественной реализации их компетенции, обеспечение безопасности в отдельных регионах, поддержание правопорядка в субъектах РФ.
Обеспечение миграционной безопасности в РФ заключается в реализации внутригосударственных мер, среди которых важное место занимают режимные мероприятия, предусмотренные в рамках конкретных административно-правовых конструкций.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании теоретических аспектов паспортного административно-правового режима в РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие паспортный административно-правовой режим в РФ.
Целью исследования является анализ паспортного административно-правового режима в РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие и рассмотреть содержание паспортного административно-правового режима;
2.исследовать действия особого паспортного режима на территории закрытого административно-территориального образования;
3.проанализировать актуальные проблемы паспортного режима в РФ;
4.раскрыть особенности удостоверительных документов;
5.исследовать актуальных проблемы паспортной системы в РФ на современном этапе.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; КоАП РФ, материалы юридической практики.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Агапов А.Б., Алексеев И.А., Станкевич Г.В., Конин Н.М., Потапова А.А., Старостин С.А., Чорный В.Н. и другие авторы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ПАСПОРТНОГО РЕЖИМА В РФ
1.1.Понятие и содержание паспортного административно-правового режима
Ситуации, связанные с общественной потребностью в особом (специальном) правовом регулировании в науке законодательства и административного права характеризуются различными терминами, такими как "чрезвычайные ситуации", "экстраординарные ситуации", "требования безопасности и охраны" и т.д. Во всех таких ситуациях государство должно принимать специальные меры - нормативно-правовое регулирование, организация и законодательство, администрация и управление, логистика, финансы, медицина, карантин и т.д., охватываемые понятием "административно-правовой режим" . Доктринальное использование термина "административно-правовой режим" оправдано, так как указывает на принадлежность данного понятия к области административного права и деятельности административных органов. В то же время, в соответствии со сложившейся практикой наименования режимов, используемых в государственном управлении, вполне допустимо использовать термин "административный режим" в качестве их общего доктринального наименования. Поскольку вся деятельность в сфере государственного управления строго регламентирована законами и подзаконными актами, использование прилагательного "правовой" для этого термина представляется излишним: "допустимо только то, что указано в законе", "правильно (оправдано) только то, что законно" и т.д. Понятие "административно-правовой режим" содержит все основные коннотации термина, выражающие степень жесткости административно-правового регулирования, запреты, ограничения, наличие стимулов, допустимые уровни деятельности субъектов, пределы правовой автономии и т.д.
Признаки административно-правового режима, которые являются необходимыми и достаточными для понимания его содержания и которые позволяют правоприменителю не делать вынужденных ошибок при его использовании, следующие:
- обстановка (ситуация), которая требует введения режима;
- условия введения режима;
- правовые основания и порядок введения режима;
- субъект, которому законом предоставлено право ввести режим;
- форма правового акта управления, которым вводится режим;
- меры и ограничения, применяемые в целях введения режима;
- формы управления, применяемые при введении режима;
- полномочия органов государственной власти той территории, на которой вводится режим;
- силы и средства, обеспечивающие исполнения требований режима.
В юриспруденции термин "правовой режим" рассматривался с различных позиций, так Д.Н. Бахрах определяет данную категорию как совокупность общественных отношений субъекта, закрепленных правовыми нормами и обеспечиваемых комплексом правовых и организационных средств.
И.С. Розанов высказывает мнение, что правовой режим - это совокупность правовых и организационно-технических средств, устанавливаемых и предоставляемых государством для регулирования определенных общественных отношений .
Н.И. Матусов и А.В. Малько характеризуют правовой режим как совокупность правовых средств, создаваемых и предоставляемых государством для регулирования определенных общественных отношений путем ограничения одних сторон деятельности отдельных субъектов права и стимулирования других.
Таким образом, при определении правового режима выделяются три компонента:
-правовая;
-организационная;
-материально-техническая.
Конечной целью правового режима является создание наиболее благоприятных условий для развития соответствующих общественных отношений, их упорядочения, регулирования, упорядочения и защиты от нарушений и неблагоприятных тенденций.
Правовой режим представляет собой сложное и многогранное явление и должен рассматриваться в тесной связи с различными видами общественных отношений. Каждая отрасль права имеет свой особый правовой режим. Каждый правовой режим содержит свод правил поведения в соответствующей сфере. После юридического оформления эти правила приобретают юридическую силу и становятся правовыми нормами.
Особенности административно-правового режима определяются особенностями метода административного права.
В настоящее время административно-правовой режим регулируется Конституцией РФ и нормами федерального законодательства. Этот факт подчеркивает важность административно-правового режима в административной сфере. Анализируя закон, можно выделить несколько особенностей административно-правового режима .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020
2. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Российская газета, № 152, 10.08.1993
3. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ, 29.04.1993, № 17, ст. 594
4. Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 20.08.1992, № 33, ст. 1915,
5. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" // Собрание законодательства РФ, 13.10.1997, № 41, стр. 8220-8235
6. Указ Президента РФ от 13.03.1997 № 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 17.03.1997, № 11, ст. 1301
7. Постановление Правительства РФ от 26.06.1998 № 655 (ред. от 19.03.2014) "Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, № 27, 06.07.1998, ст. 3180.
8. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (ред. от 15.07.2021) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 14.07.1997, № 28, ст. 3444
Материалы судебной практики:
9. Решение Верховного Суда РФ от 08.02.2023 № АКПИ22-1022 // СПС Консультант плюс
10. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25.05.2023 № АПЛ23-154 // СПС Консультант плюс
Учебная и научная литература:
11. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. - М.: Юрайт, 2019. 472 с.
12. Административное право: Учебник для СПО / Под общей редакцией А.В. Зубача. Москва: Юрайт, 2019. 530 с.
13. Административное право и процесс: Учебник / Коллектив авторов; Под редакцией М.А. Лапиной, Г.Ф. Ручкиной. Москва: Юстиция, 2019. 578 с.
14. Богачук, Т. В. Паспортный режим в Российской Федерации / Т. В. Богачук // Крымский Академический вестник. – 2020. – № 14. – С. 32-36.
15. Волков А.М. Актуальные проблемы административного права: Учебное пособие / А.М. Волков. Москва: Проспект, 2019. 128 с.
16. Голутвина, М. В. Удостоверительные документы: виды и правовая база / М. В. Голутвина // Державинский форум. – 2021. – Т. 5, № 18. – С. 119-126.
17. Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник для СПО. - М.: Юрайт, 2019. 432 с.
18. Макарейко Н.В. Административное право: Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. 11-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 280 с.
19. Попов Л.Л. Административное право РФ: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев; Ответственный редактор Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2020. 544 с.
20. Потапова А.А. Административное право. Конспект лекций. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2020. 128 с.
21. Старостин, А. А. Применение геномной информации, как элемента общественной безопасности в сфере миграционного законодательства / А. А. Старостин, И. В. Бессонова // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2023. – № 3(57). – С. 107-112.
22. Сушко, Р. А. Паспортный режим в Российской Федерации / Р. А. Сушко // Крымский Академический вестник. – 2020. – № 16. – С. 192-196.
Ресурсы удаленного доступа:
23. СПС КонсультантПлюс : http://www.consultant.ru